Прокурор разъясняет: Конституционный суд РФ определением от 06 ноября 2014 № 2429-О разъяснил особенности применения норм, закрепляющих запрет для лиц, имевших судимость за преступления против жизни и здоровья быть опекунами (попечителями) детей.
Так, согласно ч. ст. 127 Семейного Кодекса РФ, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением в числе прочих лиц, имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Гражданин Лисичкин А.Ю. в своей жалобе в Конституционный суд РФ указал, что в 1996 году он был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 112 УК РСФСР : «Умышленное легкое телесное повреждение или побои». Решением суда от 29.04.2013 года было отказано в удовлетворении его требований о признании постановления об отказе в назначении его опекуном несовершеннолетней внучки, оставшейся без попечения родителей, незаконным.
По мнению заявителя, нормы неконституционны, поскольку запрет умаляет права тех, чья судимость была погашена.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее. Конституционность данных норм уже проверялась ранее. Исходя из позиции КС РФ, сформулированной на тот момент, данный запрет суды не должны применять формально.
Речь идет о таком безусловном применении запрета в ситуации, когда потенциальный усыновитель способен обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие усыновляемого ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и здоровье.
Подобное имеет место при наличии фактически сложившихся отношений между таким лицом и ребенком. При этом учитывается совершенное или вменявшегося деяние.
Т. е. в подобных случаях суд не должен применять такой запрет формально и обязан рассмотреть вопрос о возможности усыновления по существу, учитывая все значимые для дела обстоятельства.
Данное толкование применяется и к запрету на назначение опекуном (попечителем).
Старший помощник прокурора района
юрист 1 класса Надежда Халецкая